|
Житие Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия
На долю русского народа выпало редкое счастье получить христианство тогда, когда еще почти не успели выразиться черты национального самоопределения. Христианство не сталкивается тут ни со сформировавшимися учениями, ни с богатым культом какой либо религии, не находит укоренившихся нравственных привычек или государственных устремлений. Сам язык, еще не запятнанный и гибкий, доверчиво дает устроить из себя сосуд благодати. Одним словом, христианство попадает в души младенческие, и всё дальнейшее возрастание их, все внутренне их устройство совершалось под прямым водительством Церкви. Весьма понятно, что народный дух, так сложившийся, не мог не быть существенно православным. Если же прибавить сюда ещё природную мягкость русского характера, то станет вполне понятно, что Православие должно было запечатлеться на этом воске так, как предназначил Промысел Божий. Великие труды св. Кирилла и Мефодия положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственности и гражданскому самолюбию, переводом Священных и богослужебных книг на славянский язык они положили начало нашему вечному спасению.
Святые Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но и отцы, они возродили нас, духовно научив своими трудами познать Истинного Бога. Наши летописцы считали св. Кирилла и Мефодия едва ли не единственными наставниками в истинах веры первых русских князей. Родные братья св. Кирилл и Мефодий происходили и знатной и богатой семьи, жившей в городе Солуни в Македонии. Святой Мефодий был старший из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самый младший. Существуют предположение, что они были славянами, но называются в источниках греками по принадлежности к Греческой Церкви. Отец - знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать Мария жили благочестиво исполняя заповеди Божьи. Св. Кирилл родился в 827 году. С малых лет он отличался большими способностями. Семи лет о роду Константин видел необыкновенный сон и рассказал его отцу и матери. Родители поняли, что Господь дает отроку деву Софию, т.е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному учению, но и богоугодному добронравию - премудрости духовной. Святой Константин учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Он изучал Гомера, геометрию, диалектику и философию. Кроме того, он изучал риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и другие науки, а также знал языки: латинский, сирийский, и многие другие. Св. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени, но особенно прилежно изучал творения Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания св. Константин получал призвание Философа (мудрого). Хотя святой воспитывался при царском дворе вместе с юным императором Михаилом и мог занять высокое положение, он помнил о своей Подруге, поэтому и отказался от знатной невесты. Когда св. Константин был возведен в иерейский сан, его одновременно поставили хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии. Вот от этого избранника Софии и получено свое начало Русское Православие. Так Промыслом Божьем и Святой Софией он был подготовлен к апостольской миссии у славян. После принятия священства св. Константин, стремясь к уединению, оставался в Царьграде недомо; он тайно ушел и скрылся в одном из монастырей. Только через полгода императору удалось найти его и уговорить его быть учителем философии в главном Константинопольском училище. Так он возвратился в Царьград. Со времени вступления на проповедь и общественно-церковное служение появилась его строгая верность в утверждение Православия. Первые прения были с вождём еретиков-иконоборцев Анием. Мудрость и сила веры ещё совсем молодого философа св. Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях престарелого Анния. После этой победы Константин был послан императором в 851г. На диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Это было первое миссионерское путешествие святого, совершенное им в 24 года. Св. Константин так умело отстаивал истинность православной веры и так обличал ложность учения мусульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отвечать пытались отравить святого. Но Господь сохранил своего раба невредимым. По возвращению от сарацин святой отказался от почётной должности учителя философии и поселился в монастыре на Олимпе, где подвизался его старший брат Мефодий (815 - 885; память 6/19 апреля). Несколько лет он провел в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык познакомился с древнееврейской и коптской письменностью. В 858 году в Царьград пришли послы от хазар с просьбой прислать учёного мужа, чтобы он обличал неправду сарацинских и еврейских проповедников, стремившихся обратить хазар в свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проводе Евангелия святого Константина. Вместе с ним отправился и его брат св. Мефодий. На пути они остановились на некоторой время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там братья чудесным образом обрели святые мощи священномученика Климента , папы Римского (+101; память 25 ноября (8 декабря)) Там же, в Корсунии, св. Константин нашел Евангелие и Псалтырь, написанные "русскими буквами", и человека говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. Убежденный проповедью хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. И 200 человек были отпущены и возвратились на родину.
Возвращаясь, братья снова посетили Корсу и в 862 (или 863) году взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.
Св. Константин остался в столице, а св. Мефодий получил имущество в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.
Вскоре пришли в императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Выбор императора пал на св. Константина, уже подготовленного промыслом Божьим к великой миссии среди славянских народов. Император, призвал его, сказал: "Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя этого никто не выполнит". Несмотря на болезнь, св. Константин с радостью взялся за исполнения послушания. Как и всякое дело, он начал подвиг просвещения славян с молитвы, а затем наложил на себя сорокадневный пост. Бог услышал молитвы верного слуги: св. Константин составил азбуку для славян (глаголицу), а затем с помощью брата и учеников Гаразда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра продолжил перевод греческих священных книг на славянский язык. Первой переведенной святым Константином книгой было Евангелие от Иоанна, затем Следование Псалтырь (включавшая тексты тропарей и кондаков праздников и святых), различные тексты Священного Писания и богослужебных книг.
После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Этот славный подвиг святого Кирилла явился основой великого дела приобщения славян к христианской вере и культуре. Борьба святого Константина за самостоятельность славянских народов усложнялась тем, что дело просвещения славян было начато в Моравии - стране, находившемся под римским влиянием. Немецкие священники, стоявшие во главе христианских церквей в Моравии, всячески препятствовали введению богослужения на славянском языке, считая, что оно должно совершаться только на трех языках: еврейском, латинском и греческом. Св. Константин отвечал им: "Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: "Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа все языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!" И в Святом Евангелие сказано: "Шедшие научите все языки". Немецкие епископы были посрамлены. Святые братья неутомимо готовили служителей новой церкви. Под их руководством моравский князь начал постройку храмов и собрал много отроков для обучения славянской азбуки, чтению переведенных книг. В короткое время св. Константин со своими учениками перевел чинопоследование и ввел в обиход все богослужения по уставу. Этим было положено начало образованию самостоятельных славянских Церквей. Враги же дела просвещения славян оклеветали св. Кирилла и Мефодия, обвинив их в ереси. Папа римский Николай I: вызвал святых братьев в Рим. Взяв с собой часть мощей священномученика Климента, они отправились в путешествие, очень неблагоприятное для здоровья св. Константина. Путь их лежал через славянские земли. В Паннонии, по просьбе князя Коцела, они обучили его и 50 юношей славянской азбуке.
При прощании князь хотел одарить святых проповедников, но они не пожелали взять от Коцела так же, как и от Ростислава Моравского, ни серебра, ни золота. Евангельское слово они проповедовали безвозмездно и только испросили свободу для 900 греческих пленников.
Перед прибытием святых в Рим умер папа Николай I. Новый папа Адриан II был настроен к святым братьям дружелюбно и встретил их торжественно, тем более, что они несли с собой мощи священномучиника Климента. Папа Адриан II признал славянский язык в Священном писании и литургии, однако отпускать братьев для дальнейшей проповеди в славянские земли не спешил. Постоянные усильные учёные занятия св. Константина с самых ранних лет его жизни ослабили его телесные силы, и без того не очень крепкие, апостольские труды среди славян и долгие путешествия еще боли расстроили их. В Риме он скоро почувствовал в себе болезнь уже смертную. Однажды, когда уже протекло много дней его болезни, удостоившись некоторого утешительного видения, он вдруг начал петь псалом Давидов: "Возвелися о рекших мне в дом Господен" (Пс. 121, 1). Он облекся в лучшие свои одежды и целый день провел в них, радуясь о Господе. Наконец сказал: "Отселе насмь аз ни царю слуга, ни иному кому на земли, но такмо Богу Вседержителю" - и в следующий день, утром, в знак совершенного отречения от мира принял схиму.
Между тем жизнь в нем всё слабела и слабела. Через 50 дней по пострижению он почувствовал, что уже приспело время отшествия от сей жизни. Час его, уреченный Господам, настал, а с тем вместе открылась и вся полнота его любви к его духовным чадам, о спасении коих он и в страшные минуты своей смерти не переставал отечески заботиться. Проведя духом судьбу славян, св. Кирилл в последний раз воздевает праведные руки свои к небу и слезно умоляет Господа, чтобы он сохранил это верное своё стадо, избавил его от безбожной злобы, возрастил Церковь Свою, всех призвал к единодушию в вере, вдохнул во всех слово Своего учения. Особенно трогательно было его последнее слово к брату своему, с которым от юности своей делил и скорби, и радости, и труд, и покой, на которого возлагал теперь всю надежду в благом деянии. Он просил брата не оставлять дела просвещения славян. С такими святыми чувствами мирно отошел к Господу верный делатель в дому его на 42 году своей жизни в 14 день февраля 869 год.
По распоряжению папы Адриана, ко гробу почившего угодника Божия должны были предстать все и греки и римляне и проводить его с полной торжественностью. Св. Мефодий объявил, что перевезёт отошедшего ко Господу в свой монастырь, но папа выразил желание сделать большее. Из уважения к святости почившего он предложил его погребения в своем гробу в церкви св. Петра. Ясно открывалось, что сам Господь избрал Рим в место вечного упокоения для святого пришельца с Востока, оставалось предстателем перед Господом о новообращенных чадах своих в землях славянских. Святой Мефодий понял намерение Божие и оставил прежнее свое желание. Но чтобы, с одной стороны, сделать достойнее святыню для истинных чтителей её, а с другой, отклонить от неё земное величие, которое избегал при жизни смиренный слуга Христов, он решился просить папу положить честные останки единокровного сотрудника своего не в гроб папский, а в храме св.Климента Климента с мощами которого они пришли в Рим. Папа и на это охотно согласился. И с подобающей честью народ проводил святые останки до означенной церкви. При этом Господу было угодно земные почести, достойно оказанные усопшему проповеднику, запечатлеть знамением Своей силы. В храме епископы хотели посмотреть, не похищена ли какая часть от его святых мощей, но, сколько ни силились, не могли вынуть гвоздей, которыми был заколочен гроб. Так вместе с ящиком и поставили они гроб по правую сторону алтаря. Вскоре гроб святого сделался источником различных чудес и дарований Божьих. Чем более обнаруживалась сила благодати, которую стяжал на небе угодник Божий, тем более возрастало благоговение к нему. Римляне поставили на гробе икону его, день и ночь возникали елей перед ней, возводя хвалу Богу, прославляющему прославляющих его. В том обстоятельстве, что просветитель славян святой Кирилл скончался и погребен в Риме, издревле видели великую славу его, равную славе первоверховных апостолов. В конце святому Кириллу, составленном ещё в IX веке, помещён стих следующего содержания: "Господь Бог повел ему с ними (то есть апостолами Петром и Павлом) причастный покой приняли, как третьему (после них) свершителю Своего смотрения, как светилу, восполняющему лучами славы своей сияние двух верховных светил"
Нельзя не увидеть глубоко знаменательного значения в том, что св. Кирилл погребен в церкви св.Климента. Св. Мефодий, отклонив почетное предложение папы Адриана похоронить брата в Ватикане в пышной папской гробнице и избрав местом вечного покоя для него бедную, забытую церковь св. Климента, тем засвидетельствовал, что апостолу Восточного Православия подобало почивать не среди папских гробниц в ватиканском храме, а именно здесь в церкви св. Климента, которая одна из всех римских церквей через много веков сохранила в себе характер православного храма первых времен христианства. Это стало достойным и знаменательным надгробным памятником св. Климента и Кирилла, которые оба, как истинные приемленики апостолов, едиными устами и едиными сердцем исповедовали единую Святую Соборную и Апостольскую церковь.
Память равноапостольного Кирилла отмечается так же 11/24 мая вместе с памятью святого брата Мефодия.
В иконографическом предании древних Церквей святой равноапостольный Кирилл изображается в святительских одеждах как, например, на фреске Софийского собора в Киеве или фреске IX веке в церкви св. Климента В Риме, где изображается посвящение св. Кирилла в епископы, или на миниатюре из кенигсбергского списка летописи конца XV века. Эти факты свидетельствуют о том, что св. Кирилл был в сане епископа.
|
|