|
Святой Климент, папа римский
О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось не так много достоверных сведений. Однако до нас дошло его подлинное послание, и многие древние историки ранней Церкви упоминают св. Климента в своих трудах.
Климент родился в Риме. Первые историки Церкви сообщают, что в епископский сан его возвел сам апостол Петр. Из тех же источников известно, что св. Климент лично знал также и апостола Павла: "...на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповеди апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими..." (Св. Ириней, "Против ересей"). Говорили также, что это тот самый Климент, который удостоился быть упомянутым в Евангелии, в том месте, где апостол Павел говорит о своих сподвижниках:: "...прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни" (Флп. 4,3). Согласно принятой в настоящее время хронологии, св. Климент унаследовал Апостольский Престол в 88 г., став третьим после св. Петра римским папою (его предшественниками на этом посту, помимо св. Петра, были св. Лин и св. Анаклет), а закончил свой земной путь в 97 г.
Наиболее ранние свидетельства умалчивают об обстоятельствах смерти св. Климента, однако уже с 4 в. появляются сообщения, рассказывающие о том, что кончина св. Климента была мученической и что произошла она в Таврике, а именно - в Херсонесе.
День святого папы Климента празднуется 23 ноября.
Сказание о мученичестве святого Климента в Херсонесе
Предание говорит, что за отказ поклониться языческим богам Рима император сослал папу Климента в пустынные места Таврики. Здесь папа встретил христиан, осужденных на каторгу в мраморных каменоломнях. Несчастные сильно страдали от недостатка воды. Клименту явился ангел в образе агнца и указал на место, где под землей скрывался источник. В ссылке папа продолжал пастырское дело, обращая ко Христу многих приверженцев, ежедневно крестя новых членов Церкви. В окрестностях стали возникать христианские храмы.
Император исполнился бессильной злобы, когда узнал, что ему не удалось сломить отважного пастыря и что ссылка Климента привела лишь к появлению нового христианского очага. По повелению правителя св. Климента вывезли в лодке из Херсонеса в море и, привязав к шее груз, утопили - дабы даже тело мученика не досталось христианам. Однако и этот расчет не оправдался. Когда ученики св. Климента собрались для молитвы, море отошло от берегов, обнажив подводную скалу с пещерой, в которой покоилось тело их учителя. Верующим было послано откровение не тревожить останков папы и вскоре море вновь сомкнулось над гробницей, однако долго после этого ежегодно в годовщину смерти мученика вода расступалась на 7 дней, в продолжении которых христиане молились у мощей святого подвижника.
Почитание святого Климента святыми Кириллом и Мефодием
Особое распространение культа этого Папы началось в связи с деятельностью Кирилла и Мефодия. В 861 г. будущие просветители славян св. Кирилл (в то время, до пострижения в монашество, он еще носил имя Константин) и св. Мефодий, направлявшиеся с миссией в Хазарский каганат, остановились в Херсонесе. Константин расспрашивал местных жителей о месте упокоения св. Климента, однако в Херсонесе к тому времени предание о расступающемся море было уже забыто. Продолжая поиски, Константин нашел посредине одной из здешних бухт островок с руинами храма и склепа, в котором, по преданию, он и нашел мощи св. Климента. Константин доставил часть мощей в Рим. Папа Адриан II встретил реликвию с великим почтением и положил ее в храме св. Климента.
С конца 860-х годов начался мощный рост популярности культа папы Климента как в Западной, так и в Восточной Европе, что получило выражение в создании новых произведений литературы и искусства, в устройстве торжественных празднований и распространении новых сказаний. Культ св. Климента Римского был - наряду со славянской литургией и письменностью - составной частью кирилло-мефодиевской традиции, важнейшей чертой которой было неприятие курса на разделение Церквей и провозглашение идеи единой Вселенской Церкви. Это ярко выражено в "Похвале папе Клименту", написанной учеником св. Мефодия, где говорится: "Не одна Церковь, ни две, но весь мир в сегодняшний день, в память его собравшись, Бога прославляет". Таким образом культ папы-каторжника стал в 9-10 вв. символом единства Римской и Константинопольской Церквей.
Окрестности Севастополя в преданиях о святом Клименте
Что касается места расположения бухты с островком в окрестностях Херсонеса, эта местность может быть с уверенностью отождествлена с нынешней Казачьей бухтой. Сведения о Херсонесе как о городе св. Климента стали довольно широко известны в Европе. Об островке и храме на нем упоминают некоторые из тех немногих европейцев, которые побывали в Крыму в средние века.
Посланец папы Иннокентия IV в Золотую Орду о. Вильгельм де Рубрук, проезжая Крым в 1253 г., говорил: "Мы прибыли в область Газарию или Кесарию, которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона, в котором был замучен св. Климент. Плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими". О часовне в глубине моря близ Херсонеса, хранившей мощи св. Климента, упоминал и служивший в Крыму в 1624-1634 гг. о. Эмиддио Дортелли д'Асколи. О Херсоне помнили и в Риме. Так, папа Иоанн XXII в 1333 г. намеревался воздвигнуть в Херсонесе собор в честь св. Климента.
После 1783 г. оживился интерес к христианским древностям Крыма. Еще ранее было предположено, что каменоломни, упомянутые в предании о св. Клименте, - это нынешние каменоломни Инкермана. Эту точку зрения в 1806 г. развил и попытался обосновать римско-католический митрополит России Сестренцевич-Богуш. Это мнение стало повторяться, возобладало в Русской Церкви и воплотилось в том, что в 1852 г. в Инкермане был основан русский монастырь св. Климента Римского на месте давно угасшего византийского скита (после перерыва в большевистскую эпоху монастырь вновь действует с 1990-х гг.).
Однако еще в 19 в. исследователи высказали обоснованное сомнение в том, что место ссылки Климента находилось в Каламите-Инкермане, считая, что на самом деле св. Климент и его паства могли жить в районе балок, примыкающих к сегодняшней Казачьей бухте. В пользу этого предположения были приведены серьезные аргументы. Во-первых, Каламита отнюдь не была пустынным местом, о котором говорится в предании, в то время как окрестности бухты слабо обжиты и по сей день. Во-вторых, Инкерман стоит на реке, и чудо с открытием родника там не имело смысла, в то время как для сухой местности Гераклейского полуострова это деяние св. Климента весьма актуально. Кроме того, в Инкерманских каменоломнях добывают не мрамор, а известняк, в то время как в верховьях примыкающих к Казачьей бухте балок действительно есть небольшие залежи мрамора.
На самом островке в бухте раскопки обнаружили руины храма с алтарем и склепом. Склеп находился на самом уровне моря и в дни значительного наноса воды мог оказываться под волнами. Заливание морем нижнего уровня храма и могилы, как считали исследователи, отчасти могут объяснять происхождение легенды о подводном храме.
Роль культа святого Климента в Киевской Руси
Начальный период приобщения к христианству Руси также был во многом связан с именем св. Климента. Князь Владимир Святой, возвращаясь на родину после успешного взятия Херсонеса в 988 г., привез с собой в Киев не только священников, но и множество предметов культа и реликвий, среди которых была часть мощей св. Климента. Построив в Киеве первый государственный христианский храм - Десятинную церковь - князь Владимир положил в ней эти мощи. По его замыслу, положение мощей святого папы в Киеве должно было подчеркнуть святость столицы нового христианского государства, охраняемого молитвами ученика св. апостола Петра. Культ св. Климента чрезвычайно высоко почитался в Киевской Руси в первые десятилетия после ее христианизации. Это объяснялось тем, что князь Владимир - очевидно, из соображений большей независимости от Византии - укомплектовал новый киевский клир из херсонесских (а не костантинопольских) священников, для которых св. Климент занимал место в ряду первостепенных подвижников веры.Вполне естественно, что херсонесские священнослужители приобщили к культу св. папы и свою славянскую паству на Днепре. Храмы во имя св. папы Климента строились отныне и в других местах Киевского государства - даже в отдаленных северных его частях, например, на Ладоге. Культ св. Климента использовался для предотвращения "грецизации" Церкви на Руси, когда восточнославянские христиане отстаивали перед Константинополем свое право на церковную самостоятельность и самобытность.
Восточными славянами было написано не менее пяти оригинальных произведений о св. Клименте. В Киевской Руси создавались произведения о папе-мученике, самым значительным из которых является "Слово на обновление Десятинной церкви" (11 век). В этом литературном памятнике автор выступает против преувеличения значения Константинополя в приобщении Руси к христианству. Он отстаивает точку зрения о том, что Русь имеет собственного небесного покровителя - св. Климента Римского, преемника святого апостола Петра. В последующем роль основного покровителя Руси была передана Андрею Первозванному, однако почитание св. Климента восточными славянами продолжалось с не меньшим благоговением.
РПЦ празднует память св. папы Климента Римского 7 декабря нового стиля.
|
|